Войти как пользователь
Вы можете войти на сайт, если вы зарегистрированы на одном из этих сервисов:

вход/регистрация

05.03.2014 10:03:14 Игорь Бедеров (Эксперт деловой разведки)

Выявление «левого» бизнеса сотрудников

Выявление «левого» бизнеса сотрудников
Выявление «левого» бизнеса сотрудников

"Левый" приработок втайне от работодателя может повлечь за собой штрафы или увольнение. Или может стать началом собственного бизнеса. Риск для работодателя в том, что все эти "левые" бизнесы  вредят непосредственно ему, т. к. затрагивают сферы заключения договоров, учет материальных ценностей и финансовых средств, трудовую и исполнительскую дисциплину.

"Левый" бизнес сотрудников может подорвать и даже разрушить работоспособность его работодателя. В качестве примера можно привести агентство недвижимости, из которого уходит менеджер и заодно уводит добрую половину клиентов. А это значит что? Что он с ними долго и кропотливо работал, заманивал и обхаживал. Это также значит и то, что в компании не был налажен действенный контроль за сотрудниками, а работа службы безопасности завершилась на стадии организации пропускного режима (в лучшем случае). Таких примеров много, предприниматели зачастую не видят необходимости в действенной службе безопасности или не понимают ее сути. Еще больше случаев, когда сотрудников сферы безопасности подбирают по совершенно неясным критериям, точнее ясным исключительно кадровику, имеющему о безопасности весьма посредственное представление.

Мы можем выделить несколько основных причин "левачества". Во-первых, это наличие определенных финансовых затруднений. Они могут проявляться в низком уровне оплаты труда, наличии долговых обязательств, необходимости срочных трат, а равно имеющаяся возможность "взять" чужие деньги. В то же время, если доход сотрудника (по его убеждению) будет больше «левого» приработка и руководство будет честно выплачивать обещанное вознаграждение, то проблема должна решиться сама собой.

Во-вторых, это наличие личных мотивов. Месть руководству за просчеты, результат недооценки работника или, наоборот, чрезмерно завышенная оценка себя как работника. Наконец, влияние на работника извне, т. е. вербовка его как агента в вашей организации или же склонение его к совершению злонамеренных действий. Возможно, в данной компании не хватает карьерного развития. А обещания, связанные с продвижением по карьерной лестнице, не оправдались. Вот сотрудник и занимается самореализацией в сторонней фирме.

В-третьих, это наличие психологических особенностей. Особенности человека, такие как патологическая жадность или гиперактивность, зависть и т. п. могут оказать решающее влияние на принятие им решения, при определенных обстоятельствах, обманывать работодателя.

Вернемся к сути статьи. Мало кто хочет потерять свое дело, а значит, с использованием ресурсов предприятия в личных целях, а именно так и следует называть "левый" бизнес, следует бороться. А  сначала, чтобы бороться, нам надо научиться его выявлять.

1. Выявление скрытых нарушителей при приеме на работу

Большую важность для выявления подозрительных лиц играет, в первую очередь, проверка персонала при приеме на работу, а также периодическая во время работы в организации. Мы сможем выявить лиц, ранее привлекавшихся к ответственности, имеющих задолженности и проблемы на предыдущих местах работы. Это позволит своевременно избежать проблем, которые может привнести на новое место работы потенциально опасный сотрудник. Проверка персонала в ходе работы, в том числе путем проведения отдельных проверочных мероприятий таких как, например, "мистический покупатель", позволит выявить "кротов", "несунов" и, в том числе, "левых" бизнесменов. Следует обращать внимание на неожиданные изменения в уровне благосостояния и внешнем виде работников.

2. Выявление использования рабочего времени для личных нужд

Зачем тратить время впустую, сидеть в соцсетях и бегать в курилку, если можно заняться более важными делами, которые принесут еще доход. Службу безопасности должны настораживать ситуации, когда сотрудника не оказывается на рабочем месте. В то же время тревожным является и обратное явление: сотрудник стал слишком рано приходить на работу или постоянно задерживается дольше остальных.

Для учета рабочего времени, т.е. времени фактического нахождения работника на рабочем месте, служба безопасности применяет различные методы - от журналов учета сотрудников, до электронных пропускных систем. В рамках небольшого предприятия высокую эффективность доказал способ с применением журнала учета приходов и уходов сотрудников с фиксацией осуществляемых записей с помощью системы видеонаблюдения. Когда рабочий день начинается и заканчивается у всех в равное время, очень просто выявить подозрительных лиц и нарушителей режима просто прогнав 10 минут видеозаписи.

В продолжение этого пункта должен быть осуществлен контроль не только за фиксацией прохода сотрудника на рабочее место, но и за фактическим нахождением его там. Это входит в задачу пропускного режима и непосредственных руководителей, которые должны докладывать обо всех случаях отсутствия работников на рабочем месте или неисполнением ими прямых обязанностей.

3. Выявление нарушения исполнительской дисциплины

Основной показатель здесь - неисполнение своих непосредственных трудовых обязанностей, снижение интереса к работе. Любые задержки и срывы сроков, невыполнение объемов работы должны выявляться непосредственным руководителем. А при наличии оснований предполагать, что данные факты имеют под собой причины иные, нежели чем личные и семейные проблемы, следует подключать Службу безопасности для детальной проверки. Также участие сотрудников безопасности необходимо и в случаях выявления различного рода перерасходов (телефонные переговоры, трафик, топливо и т.п.).

4. Выявление необъяснимых действий клиентов

Необъяснимой для предприятия должна быть ситуация, когда его клиент отказывается работать с другими сотрудниками. Уже это вызывает определенные подозрения в сговоре. Следует осуществлять мониторинг постоянных клиентов и разбираться в фактах уменьшения спроса, объемов и структуры заказов, потери клиентов, несоответствия числа клиентов росту оборота, отсутствием прогнозированного роста доходов.

5. Выявление посторонней активности работника

Излишняя активность и любознательность тоже подозрительны. Одно дело, когда работник активно трудится первые месяцы после трудоустройства, и совершенно другое, когда активность просыпается в человеке, который уже длительный период старался не показывать себя. Следует также обращать внимание на "секретничающих" работников. Как между собой, так и в тех случаях, когда работник всегда старается проводить телефонные и иные переговоры, а также факсовые и почтовые сообщения с клиентами скрытно, в отсутствии посторонних лиц. Это может говорить, что у работника теперь есть "свое дело" или "свои клиенты".

Борьба с "левачеством"

Попробуем дать основные рекомендации.

Требуется создать нормативную базу, где следует прописать все "правила игры" в компании. Необходимо проработать должностные инструкции, регламенты работы, систему индивидуальной и материальной ответственности с тем, чтобы исключить возможные махинации. Следует ввести режим коммерческой тайны.

Необходимо ввести систему контроля и учета, прежде всего, для осознания нарушителем "дамоклова меча". Руководитель должен всегда иметь возможность получить сведения о движении ТМЦ, учете кадров и т.п. Следует контролировать работу сотрудников, их загруженность и исполнительскую дисциплину. Это основная задача управленцев.

Проверка сотрудников. Не только при поступлении на работу, но и в процессе работы. Следует шире практиковать привлечение к дисциплинарной ответственности и проведение служебных проверок.

Тщательный отбор управленцев. Формирование имиджа руководителя. Именно управленцы задают тон в работе организации, они являются образцом для подчиненных, формируют отношение персонала к организации в целом и ее руководству.

Мотивация персонала. Материальная компенсация труда должна быть достаточной и конкурентоспособной. Кроме этого, работник должен быть уверен, что его достижения будут приветствоваться и соответствующим образом оцениваться. Кроме того, следует применять, знакомые по советской эпохе, меры нематериального стимулирования.

Выявление и пресечение нарушения. Информацию о выявленных нарушениях необходимо предавать гласности и доводить до всего коллектива. Ни у кого не должно возникнуть ложное чувство безнаказанности, когда нарушитель не понесет наказание. Именно безнаказанность и толкает большую часть работников на совершение нарушений, к коим следует отнести и "левый" бизнес.

Занятия «бизнесом» в бизнесе особенно распространены среди давно работающих сотрудников или среди вновь прибывших с опытом работы, которые привыкли таким образом работать и зарабатывать. Общепринято, что наемный работник, выполняет свои функциональные обязанности, используя материально-технические ресурсы работодателя только в интересах работодателя. Передача результатов своих трудов может, на основании Закона «Об информации», быть расценена как разглашение конфиденциальной информации и стать поводом для увольнения. Скрыть следы подобной деятельности невозможно, рано или поздно все выйдет наружу.

Если вы стали замечать, что сотрудник стал постоянно задерживаться на работе, вести скрытные переговоры с клиентами, хуже стал выполнять свою основную работу, или у него вдруг вырос уровень доходов – это те признаки, которые должны заставить задуматься, а не «левачит» ли он?

Источник: «Директор по безопасности»



Читайте также:

Комментарии (1):

03.03.2018

LeonardMa

<a href=http://achat-cialis-generique.net/>cialis achat</a> achat cialis en france
<a href=http://commandercialisgenerique.net/>prix cialis</a> cialis achat en ligne
<a href=http://acquistarecialisitalia.net/>acquistare cialis</a> acquisto cialis
<a href=http://comprar-cialis-generico.net/>comprar cialis</a> comprar cialis madrid

Добавить комментарий:

CAPTCHA
Введите код с картинки:
2