Войти как пользователь
Вы можете войти на сайт, если вы зарегистрированы на одном из этих сервисов:

вход/регистрация

Несбывшаяся мечта США

16.02.2011г.

Бомбардировщик B-52

Минобороны США приняло решение о возобновлении финансирования проекта создания бомбардировщика дальнего действия, который будет относиться к пятому поколению. Пока нет данных о том, будет ли это решение возобновлением разработки 2004-2009 г.г., которая была прекращена, или проектирование самолета начнется заново. Учитывая, что Пентагон в настоящее время вынужден работать в условиях экономии, можно сделать вывод о том, что американским военным не следует требовать слишком многого и не ждать перспективный самолет в короткие сроки. В 2004 году, после того как стратегические бомбардировщики B-52 Stratofortress к 2004 г. отслужили больше 30-и лет, ВВС США приняло решение о создании нового сверхдальнего самолета. Список требований к самолету пятого поколения составлялся около двух лет, после чего ВВС США определило, что срок принятия новой боевой единицы на вооружение – 2018 год. Изначально предполагали, что самолет будет отнесен к среднему классу бомбардировщиков, а максимальная его скорость будет дозвуковой, поскольку такой режим полета позволяет обеспечить экономию топлива при дальнем полете и экономию средств, выделяемых на развитие программы. ВВС США такое решение пояснили тем, что выбор в пользу дозвукового самолета продиктован в первую очередь тем, что Б-52, состоявшие на вооружении еще с 50-х годов, пережили множество других самолетов. По настоящее время только Rockwell International B-1B Lancer способен развивать сверхзвуковую скорость, но крейсерский полет у него проходит на дозвуковой скорости, а сверхзвуковая используется только для преодоления ПВО противника. Convair B-58 Hustler (первый в мире сверхзвуковой бомбардировщик), General Dynamics FВ-111 Aardvark и XB-70 Valkyrie, были сняты с вооружения, причем последний проект так и не был завершен. Формально причиной тому стало столкновение XB-70 с истебителем-перехватчиком Lockheed F-104 Starfighter, но фактически сам проект оказался очень дорогим и сложным с технической стороны. Согласно проекту XB-70 должен был развивать скорость до 3300 км/час.

Помимо дозвуковой скорости к проекту нового бомбардировщика выдвигались такие требования, как способность нести крылатые ракеты, ядерные бомбы, малозаметность, способность длительно кружить на небольшой территории в ожидании приказов, длительно находиться во враждебном пространстве. Тендер был объявлен в 2007 году и предполагалось, что первый полет нового самолета состоится уже через два года. В тендере изначально принимали участие компания Northrop Grumman и консорциум Boeing и Lockheed Martin. Проекты бомбардировщиков были представлены в 2008 году. Победила в тендере компания Northrop Grumman, потратив на разработку около 2 млрд. долларов. Изначально планировалось, что ВВС США приобретут 175 бомбардировщиков, 55 из которых пойдут в резерв. Программа оценивалась примерно в 40-50 млрд. долларов (включая покупку самолетов). Но при таких затратах увеличился список требований, к ним добавилась длительность полета, которая должна была составлять 9500 км, дистанционное управление самолетом и длительность полета в таком режиме до 100 часов, а так же использование уже созданных двигателей. Самолет должен был иметь массу от 6-ти до 12-ти тонн, также предполагалось, что прототип поднимется в воздух уже в 2010 году.

Но министерство обороны США отказалось от проекта, мотивировав такое решение намерением отступить от традиционного подхода к авиации дальнего действия и необходимостью разработки принципиально нового подхода к данному вопросу.

Список требований был снова расширен, в них были добавлены способность выполнения задач РЭБ (радиоэлектронной борьбы), подавления РЭБ, рекогносцировка, наблюдение, разведка и способность нанести удар по любой точке мира. Предполагалось создание целого перспективного комплекса вооружений и техники, предназначенного не только для нанесения ядерных ударов, но и для тотального выведения из строя информационных систем противника. 

Такой комплекс предполагалось использовать как единое целое и, учитывая последние тенденции, можно предположить, что его компоненты должны были действовать в беспилотном режиме.Но мечты ВВС США пока так и остались мечтами, поскольку в конце 2010 года администрация Барака Обамы потребовала от Пентагона резкого сокращения военных расходов. Выдвинуты требования о снижении затрат на 100 млрд. долларов в течение ближайших пяти лет. В таких условиях Пентагон уже объявил о сокращении нескольких оборонных программ, продлении сроков эксплуатации части военной техники и серьезного пересмотра ряда проектов. В итоге проект создания истребителя версии F-35 Lighting 2 с вертикальной посадкой и укороченным взлетом на данный момент находится под угрозой закрытия.В начале февраля 2011 года начальник штаба ВВС США Нортон Шварц заявил, что они приняли решение «умерить аппетиты», а также смягчить требования к новому бомбардировщику дальнего действия. Шварц отметил, что больше не намерен быть таким же амбициозным, каким был раньше, ссылаясь на планирование создания нового комплекса авиационных систем, частью которого должен был стать и новый бомбардировщик. Поводом для смягчения требований стало не только сокращение бюджета, но и все увеличивающаяся угроза со стороны Китая.В январе 2010 года глава Пентагона Роберт Гейтс побывал в Китае с официальным визитом, после чего объявил, что китайский истребитель J-20 и противокорабельные баллистические ракеты DF-21D вызывают у него серьезные опасения. При этом он отметил, что разведка США недооценила темп развития китайского военно-промышленного комплекса. Чтобы укрепить военную мощь, Гейтс намеревается в 2012 году профинансировать проект создания новейшего бомбардировщика дальнего действия. К слову, «семейство ударных систем» уже не рассматривается как перспективное оружие.Теперь перед американскими ВВС стоит сложнейшая задача: как можно скорее создать новый бомбардировщик при максимальной экономии средств. Причем до сих пор остается неясным, начнется ли создание бомбардировщика с чистого листа либо будет изменен имеющийся проект NGB.Как один из вариантов создания нового самолета по низкой цене – это модульность. В рамках данного варианта ВВС США смогут включить в боевой состав тактический бомбардировщик, который в перспективе можно будет усовершенствовать, добавляя в последующие версии новые и новые технологии. В итоге ВВС смогут получить высокотехнологичный самолет при минимальных требованиях к новому серийному образцу.

В первую версию самолета необходимо будет установить множество технических решений, к примеру, электромагнитное экранирование. На данный момент американские военные переосмысляют требования к новому самолету, стараясь выкинуть все лишнее и оставить все самое важное. Пока известно лишь одно: бомбардировщик создадут с применением технологий и технических решений, которые уже имеются в наличии. Благодаря данному подходу военные смогут значительно сократить расходы на исследования.

Хотя требование к дозвуковой скорости остается одним из основных в списке, однако оно как бы сместилось на второй план. На данный момент консорциум британской компании Rolls-Royse и американской General Electric создает двигатели изменяемого цикла с применением адаптивной технологии ADVENT. Такие двигатели будут переключаться между дозвуковым и сверхзвуковым режимами полета.При этом ВВС США не исключают возможности применения данной технологии и в новом тактическом бомбардировщике. Сегодня все двигатели военных самолетов являются однорежимными. Силовые установки, встроенные в истребители, потребляют много топлива, однако позволяют развивать большие скорости. Гражданские же самолеты оснащены экономичными дозвуковыми двигателями. А новая технология ADVENT сможет совместить два этих качества в одной силовой установке.Также ожидается, что двигатели, построенные по технологии ADVENT, смогут осуществлять управление тепловой «подписью» самолета и обеспечат бортовые системы значительным количеством энергии. Благодаря данным силовым установкам стратегический бомбардировщик сможет как наносить стремительные удары на сверхзвуковой скорости далеко в землях противника, так и совершать экономичные полеты на дозвуковой скорости.В середине февраля текущего года глава подразделения военных двигателей компании Boeing Уоррен Боли сообщил, что если перспективный самолет будет дозвуковым, то его вполне можно оснастить модифицированными двигателями Pratt & Whitney F135, которые предназначены для истребителей F-35. Боли при этом отметил, что при требовании сверхзвуковой скорости подойдут двигатели ADVENT.Также следует отметить, что касательно двигателей нового бомбардировщика в Соединенных Штатах началась настоящая дискуссия, толчком для которой стало намерение ВВС США использовать немного доработанные уже имеющиеся силовые установки. Среди предложений были и двигатели модели F-119 для истребителя F-22 Raptor, и турбовентиляторные двигатели. Консорциум Pratt&Whitney и Boeing предложил PW9000, которые вскоре будут установлены на перспективные палубные беспилотники США. В данных двигателях использованы компрессоры малого давления от F135.C учетом того, что перспективный тактический бомбардировщик создадут на основе уже имеющихся технологий, сроки осуществления проекта значительно не изменились. Ожидается, что новый самолет в 2016 году осуществит первый полет, а в 2018 году будет включен в состав ВВС. Бомбардировщик будет переходным звеном к сверхзвуковому самолету 2037-Bomber, разработка которого еще не началась. Новый бомбардировщик примут на вооружение в 2037 году, и он заменит устаревшие B-1 и В-52, которые планируется списать в 2040 году.

тематика

анонсы событий

новости партнеров


2