Войти как пользователь
Вы можете войти на сайт, если вы зарегистрированы на одном из этих сервисов:

вход/регистрация

Как развить интеллект и защититься от манипуляций сотруднику службы безопасности. Часть 2

01.03.2012г. Текст: Святослав Григорьев Фото: ostrovokmlm.ru, lh3.googleusercontent.com, informatio.ru, openspace.ru

Человеческие глупость и ограниченность – не самые лучшие качества для представителя любой профессии и социальной группы. Кроме того, как мы уже выяснили ранее, не развивающий свой мозг человек – потенциальная жертва для любого манипулятора. И если обычный человек собственной недалекостью по большей части создает проблемы сам себе, то обличенный властью – полицейский, прокурор или, упаси Боже, контрразведчик – способен, словно обезьяна с гранатой «Ф-1», уничтожить все вокруг себя…

В 2007 году в Вашингтоне (США) Вирджиния Грейс, осужденная за проституцию и употребление наркотиков, была на несколько дней помещена в мужское отделение тюрьмы и провела несколько суток в одной камере с заключенными мужчинами из-за опечатки в судебном решении. Надзиратели и конвоиры при ее «оформлении» руководствовались не тем, что перед ними очевидно находится женщина, а ошибочной пометкой «male» в сопроводительной документации. Над тем, стоит ли переводить Вирджинию в женское отделение, администрация тюрьмы размышляла почти неделю…

Как-то автор услышал откровения мальчика-подростка: «Врубил «металл» и отключился под него… Проснулся злой. Не мог себе места найти, пока не взял чашку и не разбил. Потом успокоился». Говорил это парень неглупый и, на первый взгляд, вменяемый…

3-444Как мы уже отмечали ранее, современные музыка, кино и телевидение имеют огромную власть над людьми, способны запрограммировать их практически на все, что угодно. И для того, чтобы не попасть в подобное психологическое рабство, необходимо соблюдать «правила духовной и интеллектуальной гигиены» - прежде всего, как бы это банально не звучало, развивать свой мозг.

По словам современного выдающегося исследователя социальных процессов, Сергея Кара-Мурзы, чтение печатного текста задает ритм и структуру мыслительного процесса в культурном слое всех стран и соединяет в цивилизацию со сходными структурами мышления.

Знаки, которые называются буквами, когда мы на них смотрим, рождают некий образ. Этот процесс «включает» ту часть мозга, которая отвечает за абстрактное мышление. При чтении человек как бы конструирует из стандартного набора знаков образы, мысли, вызывающие в свою очередь чувства, эмоции. Чтобы освоить чтение, мозг должен научиться «соединять» знаки со звуками, а звуки – объединять в слова и предложения. В мозгу между клетками во время этого процесса возникают новые связи.

При восприятии же информации «с экрана» (наиболее типичном для «общества потребления», о котором мы уже говорили ранее) - просмотре кинофильма или телепередачи (в том числе «новостийной») - человеку ничего декодировать не нужно. «Мозг» глотает «готовые» образы, особо не напрягаясь.

Это рождает две проблемы:

- мозг «не напрягается», «не тренируется»;
- мозг отключает критичность восприятия и поглощает информацию в готовом виде, без переработки.

Созданный режиссером или редактором образ из-за своей «правдоподобности» - эффекта присутствия - воспринимается, как есть. Человек как бы убеждает себя – «я же не дурак, я все видел сам».

В 2009 году в Нигерии жертвами мифов и фильмов о черной магии стали сотрудники, входившие в полицейский наряд. Преследуя автоворов, стражи нигерийского закона завернули в переулок, в котором не обнаружили никого… кроме черно-белого козла. Приняв животное за одного из преступников, «изменившего внешность» дабы избежать заслуженного возмездия, полисмены задержали «оборотня» и доставили в участок. Причем их руководители и коллеги принялись «защищать честь мундира» и на полном серьезе собирали доказательство того, что козел на самом деле является бандитом…

Подумайте сами. Попробуем снять биографический фильм про «эсэсовца», уничтожавшего людей в концлагерях, или американского спецназовца, вырезавшего целые деревни во Вьетнаме. В одном фильме такого главного героя можно показать, как человека, семьянина, личность, сделать акцент на переживания, показать, как партизаны убили его друга. А в другом – изобразить кровожадным маньяком, со смаком убивающим своих жертв. Биографический материал тот же, но разная подача «делает разных людей». Многое будет зависеть от манеры главного героя держать себя, одеваться, от интонаций. Но и тот, и другой фильм недостаточно образованным и не критически мыслящим человеком будет воспринят, как отображение истинного положения вещей, а при последовательном просмотре может даже вызвать острый внутренний диссонанс.

Давайте вспомним одного из лидеров отечественного проката последних лет – «Адмирала». Изображение «беляков» в нем кардинально отличается от того, к которому привыкли мы по фильмам советских времен.

Манеры, честь, благородство, высокие чувства… И еще более далекие от истинного положения вещей образы, чем те, которыми описывались красноармейцы в советском «агитпропе».

За что боролись благородные белые офицеры? За царя, за парламент, за конституцию? Каждый за свое. Любили ли они свой народ? По большей части простой народ они считали быдлом и искренне презирали. Что планировали делать, если бы победили? А сами не знали. «Успехи» царской России начала ХХ века были столь «впечатляющи», что довели страну до двух революций и гражданской войны. Ведь Керенский с Лениным не на пустом месте возникли. 1917-ый – не 1989-ый год. Странам запада при на порядки более развитых информационных технологиях потребовалось почти полстолетия, чтобы сокрушить СССР. Не могли революции того времени возникать на пустом месте. Значит таки было пресловутое «верхи не могут, низы не хотят». Значит не были такими хорошими белые офицеры. И грабили, и мародерстовали, и насиловали, и пытали – как и их оппоненты. И победи в той войне они, устроили бы своим визави нечто еще более ужасное, чем получили в итоге сами по безжалостному приговору истории.

Но не объяснить этого барышням с мокрыми глазами в зале кинотеатра. И будут они еще долго верить в красивую сказку, хоть ты тресни. Они же ВСЕ ВИДЕЛИ САМИ…

А теперь давайте попытаемся сформулировать несколько советов для людей относительного того, как защититься от манипуляций, а, соответственно, и развивать интеллект:

3-555 1. Самое главное – читайте. И читайте побольше. Художественную литературу – как классиков, так и современную. Серьезную и развлекательную. Научную и научно-популярную – прежде всего, связанную с вашим родом деятельности. Читайте журналы – только не рассматривайте картинки голых девочек, а именно читайте – и желательно что-то попознавательней – типа «Вокруг света». Но вообще, по мнению исследователей, быстрее всего мозг развивается при чтении научной, философской, исторической, классической литературы и поэзии…

2. Полностью откажитесь от телевизора или минимализируйте его просмотр. Читайте газеты, работайте с сайтами новостей – вдумчиво «переваривайте», что там написано, изучайте альтернативные точки зрения, обдумывайте изложенные ситуации на предмет правдоподобности. Телевизор не оставляет вам такой возможности. Когда вы его смотрите, вы просто откладываете информацию на «подкорку», изредка ловя себя на том, что поверили в настоящую чушь. Без всяких оговорок говорим – телевизор – зло.

3. Нормально отдыхайте. Уделяйте минимум 8 часов сну, расслабляйтесь во время отпуска на море или в лесу. Подобно тому, как уставший организм уязвим для инфекций, уставшее сознание беспомощно и уязвимо для манипуляций.

4. Внимательно выслушивайте людей. Анализируйте, что заставляет их говорить те или иные вещи. Мысленно с ними дискутируйте. Если вы этого не умеете делать и не хотите учиться – пакуйте чемоданы – в ССБ Вам просто не место.

5. Играйте в интеллектуальные игры, разгадывайте ребусы, кроссворды, головоломки. Это настоящая гимнастика для Вашего ума.

6. Постарайтесь уделять время размышлениям и созерцанию. Оставайтесь в такие моменты наедине сами с собой.
7. Сбалансировано питайтесь.

8. Занимайтесь физкультурой, спортом. При нагрузках в организме вырабатываются вещества, способствующие развитию мозговой активности. Глупый человек умным от спорта не станет, зато умный станет еще умнее – это факт.

9. Откажитесь от вредных привычек. Никаких наркотиков, сигарет, алкоголя. Это самые жестокие и безжалостные убийцы Вашего интеллекта. Не эпатируйте и не ссылайтесь на Черчилля и Рузвельта. Исключения лишь подтверждают правила.

10. Старайтесь всегда делать записи, планировать свое время, делать пометки по результатам бесед. Для сотрудника «службы безопасности» - это важнейшее умение. Плюс возможность лучше структурировать свое сознание.

11. Рисуйте. Можете красиво и профессионально. Можете просто черкать на полях в блокноте – организация ума для переноса образов на бумагу – прекрасная тренировка, способствующая мобилизации разума. Помните, как Штирлиц в «Семнадцати мгновениях» анализировал с карандашом в руках внешнюю политику гитлеровской Германии?

12. Разрывайте шаблоны сознания. Ищите нестандартные решения задач. Меняйте маршруты передвижения, стили в одежде, изменяйте порядок выполнения тех или иных стандартных задач – возможности Вашего мозга очень быстро возрастут. Кроме того, подробный «разрыв шаблона» - важнейшее умения для сотрудника «СБ». Если Вы не умеете этого делать, Вы уже не разведчик и не контрразведчик. Максимальное на что Вы способны – это стоять возле турникета…

3-66613. Учитесь. Получайте образование. Как полноценное высшее, так и на всевозможных курсах и семинарах. Хороший знакомый автора, хозяин фирмы по установке кондиционеров после получения высшего гуманитарного образования, закончил еще и ПТУ. Производительность у него на фирме сразу резко выросла… Но не слишком увлекайтесь. Образование должно быть гармонично совмещено с работой. Человек, который до сорока лет только учиться, прыгая из одного ВУЗа в другой – паталогичен.

14. Займитесь спортом, требующим запоминание сложных комбинаций движений, – от восточных единоборств до спортивных бальных танцев.

15. Пишите статьи. Изложение материала «на бумаге» в манере интересной для других людей – «высший пилотаж» интеллектуальной работы. Перечитывайте то, что написали вслух. Ставьте себя на место потенциального читателя – честно отвечайте, не режут ли слух отдельные фразы, интересно ли? Не уподобляйтесь герою анекдота, где «чукча – не читатель, чукча - писатель»…

О том, как именно планировать свое самообразование и что именно стоит читать детективу-сотруднику ССБ, мы поговорим в наших следующих материалах.

И, напоследок. В 2000 году документы для работоустройства в полицию Нью-Лондона (США) подал некий Роберт Джордан. Тесты он сдал на оценку соответствующую IQ 125 (имеет не более одной десятой части человечества – «самой умной»). Но приемная комиссия, сославшись на то, что требуемый уровень IQ для полицейских составляет 104 (плюс-минус 10 – 14 единиц), отказала Джордану. «Слишком умный» кандидат обратился в суд, который в свою очередь тоже поддержал полицейских кадровиков, утверждающих, что Роберту в полиции «будет скучно». В итоге несостоявшийся коп отправился служить надзирателем в тюрьму. Парадоксально, но человека с не блестящим IQ в 90 – 95 единиц, при этом в полицию взяли бы…

Как мы все прекрасно понимаем, в отечественных правоохранительных органах ситуация отнюдь не лучше. К сожалению, скорее наоборот…

Мы вынуждены констатировать, что пока ряд руководителей силовых структур, предпочитающих набирать на работу преданных «серых мышей», способных лишь четко выполнять приказы, сами органы будут подвержены опасности манипуляций из вне, а окружающие граждане будут рисковать жизнью…

Комментарии (3):

Добавить комментарий:

CAPTCHA
Введите код с картинки:

тематика

новинки каталога

анонсы событий

новости партнеров


2