Войти как пользователь
Вы можете войти на сайт, если вы зарегистрированы на одном из этих сервисов:

вход/регистрация

Экс-руководитель британской разведслужбы высказался о том, что власти должны иметь право доступа к учетным записям пользователей соцсетей

08.05.2012г. Текст: Александр Флоранский Фото: tsn.ua, zadereyko.org, typepad.com, blogspot.com

Бывший глава разведведомства Великобритании считает, что необходим закон, позволяющий шпионить за гражданами в режиме онлайн
Бывший глава разведведомства Великобритании считает, что необходим закон, позволяющий шпионить за гражданами в режиме онлайн

По мнению бывшего руководителя разведслужбы Великобритании, в законе, предоставляющем службам безопасности и полиции свободный доступ к учетным записям пользователей социальных медиа, таких, как «Фэйсбук» или «Твиттер», должны быть прописаны четкие руководящие принципы, которые позволили бы избежать негативных последствий, связанных с государственным контролем.

Сэр Дэвид Оманд, ранее возглавлял GCHQ, правительственный центр коммуникаций, служащие которого занимались прослушиванием телефонных разговоров граждан, также Оманд некогда являлся координатором по вопросам безопасности и разведки британского правительства. Он полагает, что быстрое распространение социальных медиа предоставляет педофилам, террористам и другим преступникам «пространство для существования». Со слов эксперта, возможность  правительственных ведомств просматривать переписку граждан в соцсетях должна иметь законное основание.

Отчет Оманда, опубликованный аналитическим центром Demos, был озаглавлен #Intelligence. В нем идет речь о том, что действующее законодательство, регулирующее доступ служб безопасности к частной переписке жителей страны, должно быть пересмотрено, поскольку современные реалии изменились, и теперь общество живет в эпоху социальных медиа.

Способ получения разведсведений посредством социальных медиа, который был назван «Socmint», может стать чрезвычайно важным для идентификации преступной деятельности, либо угроз общественной безопасности. Однако население должно быть уверенно о том, что власти не злоупотребляют этой возможностью.

«Демократические принципы требуют, чтобы к тому моменту, когда новые способы сбора разведданных будут узаконены, они уже имели твердое юридическое основание, базирующееся на четком понимании жителями Великобритании сути этих методов, даже с учетом того, что порой такие действия должны быть засекречены» – говорится в отчете.

Однако на данный момент «упомянутые условия применительно к предлагающемуся методу отсутствуют» – также отмечается в отчете. Следует различать информацию, полученную из открытых источников и информацию, которая может быть собрана только посредством прослушивания телефонных разговоров и доступа к частной переписке. Другими словами, информация, которую люди открыто публикуют, отличается от той, которая считается частной, и доступ к которой возможно получить лишь при наличии ордера, выданного представителем суда. И это должно учитываться. «Новые технологии могут позволить спецслужбам вести более пристальное наблюдение за гражданами, нарушая тем самым принцип неприкосновенности частного существования. Интернет-пользователи не могут быть вполне уверены в том, что их частную переписку не прочтут третьи лица, пока в отношении сбора личной информации в соцсетях не будет выработан правильный подход, основанный на соблюдении прав человека и сопутствующих принципов подотчетности, пропорциональности и необходимости».

«Также существует опасность того, что последствия сбора сведений в социальных сетях окажут негативное влияние как на интернет-платформы, так и на страну в целом» – продолжают составители отчета, который был опубликован уже после того, как стало известно о довольно противоречивом намерении британского правительства расширить возможности спецслужб по отслеживанию телефонных звонков, писем, отправляемых по электронной почте, и интернет-трафика, относящегося к социальным медиа и телефонии Skype.

«Для поиска разведданных в сети необходимо согласие общественности, твердые законные основания, а также ясность и транспарентность касательно таких аспектов осуществления сетевого мониторинга, как использование, хранение, цели, регулирование и подотчетность» – также говорится в отчете, авторами которого, помимо Дэвида Оманда, являются Джеми Бартлет и Карл Миллир.

Представляя свой отчет, Оманд сказал о том, что разработанный в 2000 году закон, который регулирует деятельность следственных органов при прослушивании коммуникаций граждан и осуществлении государственного надзора, на сегодняшний день является устаревшим.

Он также подчеркнул, что представители следственных органов при сборе разведданных не должны руководствоваться политическими соображениями.

Оманд рассказал и о принципах, которыми, по его словам, он следовал, возглавляя ведомства, занимающиеся вопросами разведки и безопасности.

В списке таких принципов – необходимость наличия достаточных оснований и мотивов. Используемые методы должны соответствовать общественным интересам и серьезности дела. Еще одним условием вторжения на территорию частного пространства является наличие санкций, должного контроля и предпосылки того, что посредством этих действий будет получен нужный результат.

Авторы отчета считают, что прошлогодние беспорядки являются наглядным свидетельством недооценки полицией всех возможностей, предоставляемых социальными медиа, которыми и воспользовались участники бунтов.

Однако критики отчета полагают, что нет необходимости в расширении полномочий правительства при осуществлении шпионской деятельности в отношении собственных граждан, поскольку государство уже сейчас имеет доступ к информации о подозреваемых в терроризме и педофилии. Полиция или службы безопасности могут получить ордер, предоставляющий право прослушивать телефонные разговоры, вести слежку за людьми, заходить  в их дома и изымать их компьютеры.

Согласно отчету Demos, около 40% жителей Великобритании одобряют то, что полиция во время расследования преступлений должна иметь право доступа к информации в социальных сетях. Но противники такой необходимости высказываются о том, что эти меры представляют угрозу для личных свобод граждан.

Ник Пиклс, глава правозащитной организации «Большой брат следит за тобой», сказал в отношении отчета центра Demos следующее: «Лишь незначительная часть запросов на получение судебного разрешения попадает на стол судьи. Планы Министерства внутренних дел Великобритании в отношении социальных сетей еще больше усугубят действующую систему, которая и без того неспособна защитить частную жизнь граждан».

«Власти вполне законно могут использовать новые технологии для отслеживания подозреваемых, однако сейчас руководство британского МВД планируют узаконить возможность вести наблюдение за любым пользователем сети без разбора, и никакие усилия законодателей, предпринимаемые для того, чтобы это казалось более или менее приемлемым, не будут иметь успеха».

Комментарии (3):

Добавить комментарий:

CAPTCHA
Введите код с картинки:

тематика

новинки каталога

анонсы событий

новости партнеров


2