Эволюция военных средств передвижения
- Раздел: Статьи
- Тематика: История оружия
11.01.2012г. Текст: Алексей Погодин
С самого своего появления на земле человек всегда стремился к завоеванию, а значит и к войнам. Следовательно, помимо атакующего оружия необходимо было придумать какую-либо защиту. Доспехи, щиты, шлемы и т.д. – всё это было создано, чтобы защищать тело от снарядов, стрел или мечей, но сегодня разговор пойдёт не об индивидуальной броне, а конкретно о военных средствах передвижения, на которые зачастую устанавливалась самая лучшая броня.
Примерно в 3000 г. До нашей эры в Месопотамии появилось первой военное изобретение – колесница. Двухколёсную повозку запрягали двумя лошадьми, иногда к колёсной оси прикреплялось по острому лезвию с каждой стороны. Колесницы прорубали себе путь в рядах вражеских воинов, нанося им серьёзный урон. Одним из главных негативных факторов в колеснице была её неповоротливость, благодаря которой враги всегда имели возможность окружить и уничтожить её. Также для обслуживания колесниц нужны были специальные сверхвыносливые лошади, которых не слишком просто было заполучить.
Перед нами изображение египетской колесницы. Как таковой брони пока ещё не изобреталось, но были попытки придать конструкции более устрашающий вид. Лошади имели своеобразный наглавник, способный при случае защитить голову, а также напугать врагов, видящих перед собой “неведомое существо”.
Настоящая броня, способная предоставить реальную защиту боевой лошади, появилась во времена средневековья. В конце XIII в. появились наглавники сделанные из картона, разнообразной кожи, а также из металла. Глаза лошади защищались железными раковинами, обрамлёнными обручами, на ушах ставились цилиндрической формы крепления, которые обрезались в виде свитков. На крестце укреплялась большая попона, укрывавшая круп лошади. Также на круп ставилось боевое седло с большими пластинами, защищавшими лошадь на уровне почек.
С боков устанавливались прикрытия, соединённые с грудными латами, которые располагались в виде скошенного месяца. Шею покрывали латы, состоявшие из двойных накладок дугообразной формы, которые крепились на кольчугу, защищавшую всю шею в целом. Кольчуга не слишком плотно прилегала к телу с передней стороны и плавно переходила на латы. Кольчуга, прочная и крепкая, ключала в себя звенья и кольца, которые нарезались кресцом. Данный тип брони давал лошадям необходимую подвижность, но также в полной мере защищал их от повреждений.
Один из самых распространенных видов конской защиты – это налобник. Налобник представляет собой пластины, которые располагаются соответственно на голове лошади. Налобник также выполнял своеобразную устрашающую функцию, так как лошадь при всей своей амуниции выглядела достаточно грозно. Например, VIII в. До н. э. на территории древнего государства Урарту, которое находилось в юго-западной Азии, были распространены бронзовые налобники. Конструкция налобника имела пять углов, что способствовало снижению риска поражения задней части головы лошади.
Скифы использовали более сложный механизм для защиты своих лошадей. Пластины, состоящие преимущественно из бронзы, подвергались ковке и окантовке.
Ещё одна интересная деталь доспехов, предназначенных для лошадей, - это нагрудник.
Историки склоняются к версии, что первоначально нагрудник выполнялся из достаточно непрочных материалов, а затем в середине II тыс. до н.э. приобрёл свою первоклассную прочность.
Пластины, выточенные из металла, создавали новый уровень защиты.
В Ассирии и Урарту в начале IX в. до н.э. существовал двухсоставный цельнобронзовый конский нагрудник, который с середины этого столетия приобретает месяцевидную форму.
Ещё один интересный факт: в начале IX века до н.э. ассирийцы придумали бронзовый нагрудник в форме месяца.
В дальнейшем (около VI-V веков до н.э.) изобретатели брони стали использовать нагрудник, имевший чешуйчатую структуру. Такая структура даёт больше подвижности и ловкости во время боя.
Нельзя не отметить ещё одну часть брони– это набочник. Попона, которую надевали на круп лошади в XV веке до нашей эры сделали более прочной с помощью металла.
Уже в XII веке изобретатели придумали интереснейший элемент брони – наглазники. Наглазники создавались из металла или слоновой кости и декорировались изображением глаза.
В любом случае тяжёлая броня имело также и отрицательные качества, такие как огромный вес, например. Тяжесть брони боевой лошади создавала много препятствий для рыцаря, которому соответственно необходимо было носить доспехи – всё это приводило к малой подвижности и скорости, а также неповоротливости.
Следующим экземпляром в нашей коллекции военных средств передвижения является тачанка. Первые упоминания о тачанке появились в 90-х годах девятнадцатого века. Вооруженные силы Великобритании применяли такие повозки с пулемётами для усмирения восставших в колониях.
Что такое тачанка? Тачанка – это повозка с пулемётом, запряженная несколькими лошадьми. Всем известный пулемёт “Максим” устанавливался в задней части повозки для того, чтобы вести заградительный отбой в арьергарде армии. Также тачанки использовались в наступательных операциях: врага брали в кольцо и разворачивали повозки, после чего пулемётчики обстреливали неприятеля, не давая ему опомниться.
Тачанка представляет собой повозку, на задней части которой укреплён пулемёт известный под названием “Максим”.
Тачанка запрягалась двумя, тремя или четырьмя лошадьми и в то время представляла собой грозную силу, зачастую выставляемую в арьергарде армии для отхода основных войск. Как таковой брони на тачанке не было, но иногда повозка обшивалась железом, к тому же у пулемёта также было необходимое оборудование, способное защитить стреляющего. Наибольшую известность тачанка получила в ходе гражданской войны в России. Тачанка стала одним из символов махновского движения, так как в партизанских вылазках она имела очевидные преимущества. Можно было, к примеру, взять в кольцо группу войск неприятеля, развернуть тачанки и обстреливать врага из пулемётов, не давая ему опомниться. Махновцы также использовали тачанки для длительных переходов. Отряды Махно могли легко пройти до 100 км в день. Можно вспомнить, например, как в сентябре 1919 года анархисты-махновцы прошли около 700 км всего за одиннадцать дней. Это было после прорыва под Перегоновской, когда необходимо было срочно передислоцироваться от Умани к Гуляй-Полю. Такой быстрый переход позволил махновцам напасть на ничего не подозревавший тыл белой армии.
Послужив на славу солдатам, тачанка впоследствии стала частью народного фольклора.
Параллельно с возникновением тачанки стали появляться первые бронеавтомобили, предназначенные для перевозки пехоты и ведения огневой поддержки.
Например, в России первый бронеавтомобиль появился в 1905 г. Он назывался “Накашидзе-Шаррон” – соединение имени изобретателя и производителя. В то время российские производственные мощности не оправдывали себя, и военным министерством было решено заказать производство во Франции. К 1905 году Россия получила 10 экземпляров бронемашин и стала одной из первых стран, включивших бронеавтомобили в свою действующую армию.
“Накашидзе-Шаррон” представлял собой машину, оснащенную мощным бронированием, способным выдержать пулевую стрельбу, а также башней с укреплённым на ней пулемётом.
В 1916 году в Ирландии произошло восстание независимость от Британии. Восстание произошло на Пасху. Именно поэтому оно получило своё название – Пасхальное восстание. Тогда для подавления восстания Британские вооруженные силы применяли грузовики, на корпусах которых были установлены своеобразные бронебашни. Эти башни изготавливались из деталей паровоза и по форме напоминали коробки с проделанными отверстиями для оружия. Что интересно, с боков коробок рисовались ложные отверстия, которые вводили в заблуждение неприятеля.
После “Накашидзе-Шаррона” российская армия в 1915 году взяла на вооружение бронеавтомобиль “Рено”. Его конструкция была более совершенна, так как при обшивке использовались особо прочные стальные листы. Автором идеи обшивки был штабс-капитан Мгебров. “Рено” имел радиатор за двигателем в задней части корпуса. Данный бронеавтомобиль был похож на ботинок. В этом были свои плюсы: если пули пробивали лист брони, то затем они скользили по наклонной, не разрушая основную часть брони.
В условиях первой мировой войны необходимо было придумать новые бронеавтомобиль, в котором можно было бы использовать более мощное вооружение. Таким автомобилем стал “Гарфорд”, первый русский тяжёлый бронеавтомобиль. Его разработкой и производством занимались на Путиловском завода с осени 1914 года. Проектировщиком выступил генерал-майор Филатов. Данный бронеавтомобиль помимо пулемётов оснащался пушкой. Один “Гарфорд” предполагалось использовать наряду с несколькими более лёгкими бронеавтомобилями для повышения боеспособности подразделения. Первый экземпляр был построен и укомплектован к весне 1915 года.
Данные бронеавтомобили (рено, гарфорд, накашидзе-наррон) не попали в массовое производство в ходе первой мировой войны, так как многие из автомобилей всё ещё находились в стадии тестирования и доработок.
Зато во время второй мировой войны броневики показали всему миру на что они способны.
В “гараже” Красной Армии использовалось несколько категорий бронемашин. Самыми известными были лёгкий броневик БА-64, БА-20 и средний броневик БА-10.
Что интересно, советские бронеавтомобили использовались массово и не раз выручали солдат, помогая им преодолевать большие расстояния и защищаться от вражеских пуль.
Что касается бронеавтомобилей противников, то их отличия заключались в разнообразии моделей и типов. То есть каждый автомобиль предназначался для выполнения конкретных задач. Также нельзя неотметить, что немецкие бронемашины превосходили по качеству и боевым характеристикам советские броневики.
Это скорее всего обусловлено тем, что Германия начала заниматься бронеавтомобилями раньше Советского Союза. К тому же до середины тридцатых готов броневики в германии были осноновным видом бронетехники, потому что в соответствие с соглашением 1919 года Германия как побеждённая страна ограничивалась в правах на производство тяжёлой бронетехники и вооружений.
После победы в Великой Отечественной Войне бронеавтомобили больше не использовались в основной системе вооружений, но заняли почётное место в музее славы. Броневики утратили свою ценность с развитием прогресса. Теперь на поле боя главенствовали танки. Танковые клинья – один из самых эффектиных инструментов в наступательных операциях.
Современные армии в основном используют боевые разведывательные машины, а также боевые разведывательные дозорные машины (БРМ и БРДМ). Они применяются в качестве машин разведки, используются для патрулирования и прочих второстепенных военных акций.
Некоторые зарубежные армии держат на вооружении так называемые “колесные танки”. Это бронеавтомобили, оснащенные тяжелыми пушками. Вгодность их использования заключается в низкой по сравнению с гусеничными танками цене. К тому же они имеют меньший вес, высокую скорость и т.д.
Современная промышленность развивается, на выставках постоянно красуются новые бронеавтомобили, а также их модификации. Например, совсем недавно отечественная промышленность представила новую модель бронеавтомобиля “Тигр-6а”. Данный автомобиль имеет четырёхдверный кузов, который позволяет ему обеспечивать защиту класса 6-а (круговая защита от выстрела из снайперской винтовки Драгунова (СВД) с патроном 7-Б3-3 калибра 7,62 мм с пулей Б-32). Если же машине при тех или иных обстоятельствах придётся столкнуться с минным полем, то разработчики и тут постарались, установив улучшенную противоминную защиту, а также уникальные энергопоглощающие кресла.
Технический прогресс двигается семимильными шагами и по слухам американцы скоро запустят в массовое производство ЛЕТАЮЩИЕ бронеавтомобили.
Чем удивят нас разработчики в следующий раз – можно только гадать. Я боюсь даже предположить, что это будет за чудо.
Алексей Погодин http://www.brone-wiki.ru/ специально для Ohrana.ru
тематика
- Охрана
- Безопасность
- Системы безопасности
- Национальная безопасность
- Информационная безопасность
- Промышленная безопасность
- Безопасность предприятия
- Техническая безопасность
- Основы безопасности
- Общественная безопасность
- Средства безопасности
- Личная безопасность
- Безопасность России
- История безопасности
- Школа выживания
- Международная безопасность
- Собственная безопасность
- Внутренняя безопасность
- События отрасли
- Спецслужбы
- Оружие
- Холодное оружие
- Огнестрельное оружие
- Оборудование
- Самооборона
- Травматическое оружие
- Пневматическое оружие
Скандальные проколы охраны первых лиц 1.
Выбор травматического оружия (Часть I. Патроны) 2.
Комментарии (8):
27.04.2017
Stevendiogs
KLIENTSKIE BAZY http://xurl.es/PR0DAWEZ Uznajte podrobnee!
17.06.2017
Mossi N lniz
08.09.2017
Francispem
14.09.2017
Francispem
22.09.2017
Francispem
03.03.2018
achat cialis
<a href=http://prixcialisgenerique.net/>vente cialis</a> acheter cialis
<a href=http://comprar-cialis-sinreceta.net/>comprar cialis </a> comprar cialis
<a href=http://acquistare-cialis-italia.net/>comprare cialis</a> cialis
08.03.2018
LeonardMa
<a href=http://commandercialisgenerique.net/>cialis achat</a> achat cialis en france
<a href=http://acquistarecialisitalia.net/>cialis acquisto</a> costo cialis
<a href=http://comprar-cialis-generico.net/>comprar cialis</a> cialis generico
26.03.2018
Dexterhit
<a href=http://prixcialisgenerique.net/>achat cialis</a> prix cialis
<a href=http://comprar-cialis-sinreceta.net/>comprar cialis</a> comprar cialis
<a href=http://acquistare-cialis-italia.net/>acquistare cialis</a> cialis acquisto
Добавить комментарий: