Войти как пользователь
Вы можете войти на сайт, если вы зарегистрированы на одном из этих сервисов:

вход/регистрация

Богдану Сташинскому предстояло стать агентом-«ликвидатором»
Богдану Сташинскому предстояло стать агентом-«ликвидатором»

14 октября нынешнего года для украинского народа выдался днем нерабочим. Страна праздновала День защитника Украины. Дата его проведения выбрана не случайно — 14 октября, 73 года назад была создана Украинская повстанческая армия (УПА), «прославившаяся» своими зверствами в годы Великой Отечественной войны и последующим террором. Организатором и вдохновителем УПА стал Степан Бандера. возвеличенный нынешней украинской властью в национальные герои. И пока националисты из "Правого сектора" и "Свободы" маршируют по улицам Киева, всё здравомыслящее человечество вспоминает другую дату — 15 октября 1959 года. Именно в этот день агент КГБ, по приговору Верховного Суда СССР, ликвидировал Степана Бандеру в Мюнхене.

Идеолог терроризма

Идеальная система правосудия работает так: правоохранительные органы задерживают преступника, он лично предстаёт перед судом, после чего несёт ответственность в соответствии с законом.

К сожалению, идеальная система применима не везде и не всегда. В XX веке различные радикальные группировки в качестве метода достижения своих целей взяли на вооружение террор, причем не индивидуальный, направленный на своих наиболее опасных политических противников, а массовый, жертвами которого становились ни в чём неповинные люди.

На территории Советского Союза в годы Великой Отечественной войны и в начале послевоенного периода политику массового террора проводили украинские националисты во главе со Степаном Бандерой.

Бандера, ставивший задачу создания независимого моноэтнического Украинского государства, считал, что для её достижения допустимы любые методы. Среди них были и массовые расправы над гражданами других национальностей – поляками, евреями, русскими. Позднее подобные действия назовут «этническими чистками».

В послевоенный период бандформирования украинских националистов на территории СССР, избегая серьёзных боестолкновений с регулярными подразделениями, учиняли показательные расправы над советскими активистами из числа жителей Западной Украины, а также над членами их семей.

Во время этих акций зверски убивали женщин и детей, рассчитывая таким образом запугать население, что должно было заставить его отказаться от сотрудничества с советской властью.

Украинские националисты послевоенного периода оставили о себе в памяти народа чрезвычайно недобрую память. Слово «бандеровец» считалось ещё более ругательным, чем «фашист».

Зверства, творимые украинскими националистами на земле, только-только пережившей войну, рассматривались как самое гнусное предательство собственно народа.

Смертный приговор

Идеолог же этих преступлений скрывался в Европе. До начала 1950-х годов положение Бандеры оставалось достаточно шатким. О его сотрудничестве с нацистами было хорошо известно, и многие на Западе полагали необходимым выдать главаря украинских националистов Советскому Союзу. Однако набирающая обороты «холодная война» сыграла Бандере на руку. В его агентуре были заинтересованы спецслужбы США и Великобритании.

бандера Для Советского Союза Степан Бандера был военным преступником, идеологом терроризма, прямым виновником гибели тысяч людей. Его сотрудничество с зарубежными спецслужбами представляло прямую угрозу жизням советских граждан. Осенью 1949 года Верховный Суд СССР на своём закрытом заседании приговорил Степана Бандеру к исключительной мере наказания — смертной казни. Этот смертный приговор для Бандеры был уже не первым — ещё в 1934 году любовь украинского националиста к терроризму по достоинству оценил польский суд. Правда, смертная казнь была тогда заменена на пожизненное заключение.

К началу 1950-х годов советским спецслужбам удалось разгромить костяк бандеровских бандформирований на территории СССР. Однако деятельность самого Бандеры за границей рассматривалась как серьёзная угроза государственной безопасности. Именно поэтому спецслужбы получили приказ на проведение операции по ликвидации Степана Бандеры.

Однако это было весьма непросто. Лидера националистов охраняли как соратники, так и агенты западных спецслужб, считавших Бандеру весьма ценной фигурой.

Агент-безбилетник

В борьбе с украинскими националистами советские спецслужбы активно использовали метод перевербовки. Вчерашние бандеровские боевики, разочаровавшиеся в своих лидерах, не желающие убивать женщин и детей, приходили в органы безопасности с повинной. В качестве искупления вины они соглашались участвовать в уничтожении наиболее одиозных из своих бывших соратников.

К работе против бандеровцев привлекались также и выходцы из семей украинских националистов, не желавшие идти по пути своих родственников.

Именно таким человеком в 1950 году стал 19-летний студент Львовского педагогического института Богдан Сташинский. Выходец из семьи украинских националистов, Сташинский имел привычку не платить за проезд в общественном транспорте. Однажды он был задержан за это милицией, и вскоре оказался в одном кабинете с сотрудником министерства государственной безопасности, который предложил ему сотрудничество.

Сторонники украинских националистов полагают, что Сташинского к сотрудничеству склонили шантажом и угрозами – или он будет помогать спецслужбам, или его семью и его самого сошлют в Сибирь. Однако вряд ли Сташинский смог бы действовать столь успешно, если бы речь шла исключительно о принуждении. Вполне возможно, что молодой человек действительно негативно относился к деятелям бандподполья.

Как бы то ни было, Сташиннскому по заданию МГБ удалось внедриться в одно из бандформирований, которое по его наводке было уничтожено.

После этого успеха Сташинского, как способного агента, отправили на спецподготовку. Ему предстояло стать агентом-«ликвидатором».

После прохождения спецподготовки, в которую входило обращение с оружием, изучение польского и немецкого языка, а также основы разведдела, в 1954 году под именем Иозефа ЛеманаСташинский был отправлен за границу, в ГДР. Там он работал диспетчером в гараже, обслуживавшем советское представительство при правительстве ГДР.

Возмездие

Первой успешной операцией Богдана Сташинского стала ликвидация в 1957 году в Мюнхене одного из соратников Бандеры Льва Ребета. В качестве оружия использовался специальный аппарат, выбрасывавший в лицо жертве струю цианистого калия. Вдохнувший пары яда человек погибал практически мгновенно, а осмотр трупа не давал никаких результатов – в качестве причины смерти медики называли сердечный приступ.

Сташинский выследил Ребета утром 12 октября 1957 года, когда тот ехал на работу. В тот момент, когда националист в одиночестве поднимался по лестнице, «ликвидатор» выпустил ему в лицо струю яда и скрылся.

Смерть Ребета сочли естественной. Работа Сташинского была признана советскими спецслужбами блестящей.

паспорт

Свою главную операцию Богдан Сташинский провёл 15 октября 1959 года. Подготовка к ней были особо тщательной. Необходимо было выявить место жительства Бандеры, и при этом не привлечь внимание его многочисленных телохранителей.

Бандера проживал в Мюнхене в доме № 7 по Крайттмайрштрассе, под именем Степана Попеля. В тот день Сташинский поджидал главаря националистов в подъезде его дома. Бандера отпустил телохранителей, входя в дом, поскольку считал, что здесь находится в полной безопасности. Решающая встреча состоялась на площадке третьего этажа, где Сташинский выпустил в лицо Бандере струю цианистого калия.

В отличие от случая с Ребетом, всё прошло не так гладко. Бандера успел закричать, что привлекло внимание соседей. Впрочем, Сташинский благополучно скрылся с места происшествия.

Когда приехали медики, Бандера был еще жив, хотя к отравлению добавилась и травма головы, полученная в результате падения. Однако до больницы идеолога терроризма живым довезти не смогли.

Тем не менее, убитые горем агенты западных спецслужб сумели на сей раз доказать, что Бандера был ликвидирован при помощи яда.

Бегство или новая спецоперация?

За ликвидацию Степана Бандеры Богдан Сташинский был награждён орденом Красного Знамени. Однако в 1961 году Сташинский сбежал на Запад и сдался в руки западногерманского правосудия, признавшись в убийствах Ребета и Бандеры.

Причиной побега стало влияние жены, немецкой паркмахерши Инге Поль, которой Сташинский признался в том, кто он на самом деле такой. Потрясенная женщина стала убеждать мужа бежать на Запад, говоря о том, что советские спецслужбы всё равно избавятся от него, как от человека, который слишком много знает. В 1962 году громкий судебный процесс над Сташинским завершился вынесением обвинительного вердикта. Бывший «ликвидатор» за два убийства получил 8 лет лишения свободы, из которых отбыл 4, после чего вместе с супругой бесследно исчез. По некоторым сведениям, ему была сделана пластическая операция, и он много лет прожил с новыми документами в Южной Африке.

Побег Сташинского многими преподносится как громкий провал советских спецслужб, которые были уличены в деятельности по уничтожению политических противников на территории другого государства.

Однако, если объективно смотреть на вещи, то к подобной практике прибегают многие спецслужбы мира. Спецоперация по уничтожению Усамы бен Ладена не слишком вписывается в каноны международного права, не говоря уже о деятельности израильских спецслужб по ликвидации арабских террористов.

Кроме того, на Западе были отлично осведомлены о том, за какие «заслуги» Бандере был вынесен смертный приговор. В отличие от современности, отношение к нацистам и нацистским пособникам в Европе было куда менее мягким. Поэтому даже в Германии хватало тех, кто полагал, что Бандера достоин смертной казни.

Ликвидация Бандеры показала украинским националистам за рубежом, что их попытки вести подрывную деятельность на территории СССР будут караться безжалостно, и никакая «крыша» спецслужб им не поможет. Наглядный пример Бандеры остудил многие горячие головы, которые вновь оживились только в период распада Советского Союза.

Так что побег Сташинского вряд ли можно считать катастрофой.

Впрочем, в жизни разведки зачастую всё не так, как выглядит на самом деле. Существует версия, что так называемый побег Сташинского и его саморазоблачение были вовсе не провалом советских спецслужб, а частью новой многоходовой операции. Сташинский, выполнивший свою главную задачу как «ликвидатор», теперь мог использоваться в совершенно новом качестве.

В каком — это, как говорится, доподлинно известно лишь нескольким высшим руководителям отечественной разведки. Подобного рода тайны раскрытию не подлежат…

Источник: Аргументы и факты

Добавить комментарий:

CAPTCHA
Введите код с картинки:

тематика

новинки каталога

анонсы событий

новости партнеров


2