Войти как пользователь
Вы можете войти на сайт, если вы зарегистрированы на одном из этих сервисов:

вход/регистрация

Информационная война

15.02.2012г. Текст: Святослав Григорьев Фото: player.de

от iPad до «пистолета в домашних условиях» один клик…

Сестра попросила прокипятить посуду племянника. Одну соску случайно уронил на плитку и расплавил. Отодрать сразу не получилось, плитку жалко. Пошел, открыл гугл, забил в запрос «отодрать соску». Забыл, зачем пришел…

На протяжении последних двух десятилетий мы наблюдаем процесс стремительного охвата общества сетью Интернет. Число web-пользователей в технологически развитых странах росло просто в геометрической прогрессии. Глобальная сеть стала важнейшим, а для значительной части пользователей – основным источником информации и средством коммуникации. А следовательно – прекрасным инструментом массовых манипуляций. И одновременно – мегазеркалом, в котором отражаются максимально откровенно все тенденции, имеющие место если не в обществе в целом, то в достаточно обширных социальных группах, членами которых являются наиболее увлеченные пользователи сети, - студенты и подростки, офисные служащие, IT-шники.

Рассматривать Интернет, во всяком случае, на постсоветском пространстве, как нечто репрезентативное обществу в целом – в корне неграмотно. Так, в ходе избирательных кампаний 2011 - 2012 годов в России и 2004 – 2010 годов в Украине Интернет опросы показывали рейтинги соответственно Владимира Путина и Виктора Януковича в два-три раза ниже, чем опросы, проведенные в «реале». Объяснялось это просто. Социальной основой электората обозначенных кандидатов являются пролетариат, жители села, «бюджетники» и госслужащие – группы самые многочисленные в обществе, но мало присутствующие в Интернете.

С КПРФ в России и КПУ в Украине вообще забавная история. Последние несколько лет коммунисты сделали ставку на привлечение молодежи, причем в какой-то степени в этом преуспели, и теперь зависли в интересной электоральной позиции – основа – люди пенсионного и предпенсионного возраста, вторая группа – молодежь, а вот в возрастной группе 30 – 40 лет количество их сторонников минимально. Вот и попробуйте после этого делать точные выводы на основании Интернет опросов…

Результаты же «Интернет социологии» обширно используются манипуляторами. Оп, и появляется в агитгазетке кандидата Х на первой полосе заметка – «… согласно социологическому исследованию, проведенному компанией «Рейтинг ЛТД», уровень поддержки кандидата Х составляет уже 75 %!»… А о том, что «исследование» проводилось в Интернете на персональной страничке кандидата – ни слова…

Отсутствие репрезентативности, ни в коем случае не свидетельствует о том, что тенденции, наблюдаемые в сети, нужно игнорировать.

Во-первых – именно Интернет аудитория – это наиболее активная и коммуникабельная часть социума. Причем, в отличии от пролетариата и жителей села, проявляющая свою активность постоянно, а не только «от выборов к выборам», и не только тогда, когда накипело так, что хочется взяться за вилы.

от iPad до «пистолета в домашних условиях» один клик…Во-вторых – Интернет – это наше будущее – дети, подростки, молодежь. То, как они обучаются, развиваются, воспитываются – это то, что является определяющим для нашего общества на ближайшие годы и десятилетия (а эти тенденции, к сожалению, не только не внушают оптимизм, а и ужасают)…

В-третьих, сетью Интернет активно пользуются многие лидеры мнения – люди, способные «навязывать» свои установки какой-то группе. Не все, конечно (баба Клава, являющаяся непререкаемым авторитетом для пенсионеров двора из четырех двадцатиэтажек «Ленту.ру», скорее всего не читает), но большинство. Интернет, в частности, является сегодня не только прямым, но и косвенным источником информации – провинциальные газеты и телеканалы из него черпают уже больше половины своего контента. А они в свою очередь уже могут «достучаться»и до людей, которые «Контрол» от «Альта» не отличат…

Опыт показал, что наиболее достоверным способом определить приоритеты пользователей сети является анализ поисковых запросов. Такой работой занимаются администрации всех «поисковиков», а «Гугл» развернул целый общемировой проект «Дух времени», который отличается тем, что отображает не абсолютные показатели (сколько человек запросило ту или иную тему), а относительные (на сколько увеличилась популярность того или иного запроса).

Согласно «Духу времени», самые популярные запросы в мире с десятого по первое место выглядят следующим образом:

10 – iPad;
9 - Steve Jobs (Стив Джобс);
8 - Токийская энергетическая компания;
7 - Adele (Адель);
6 – iPhone;
5 – Battlefield;
4 - Casey Anthony (Кейси Энтони);
3 - Ryan Dunn (Райан Данн);
2 - Google+;
1 - Rebecca Black (Ребекка Блэк)…

На первом и седьмом месте – поп-певицы, на шестом и десятом – модные электронные устройства, на третьем – погибший в автокатастрофе актер, на втором – социальная сеть, на пятом – компьютерная «игруха», на восьмом – печально известная аварией на АЭС японская энергокомпания, на девятом – умерший от рака отец-основатель «Эппл», на четвертом - самая знаменитая детоубийца наших дней, признанная американским судом невиновной, вопреки очевидности…

Своего рода комментарием к этому списку стала новость о китайском подростке, продавшем почку ради покупки «эпловских» новинок…

Автор просит простить ему скудость воображения, но реально обоснованным из обозначенного списка видится при нормальном порядке вещей суперинтерес разве что к Токийской энергетической. При чем ажиотаж в сети вокруг нее создали преимущественно сами японцы, составляющие от общего количества мировых пользователей относительно небольшой процент. Волнение людей, понимающих, что при переходе аварии на новый уровень значительная часть их нации может просто перестать существовать, и помнящих воспоминания дедов о Хиросиме и Нагасаки, вполне обосновано…

О том, зачем подогревался интерес к тусовщице-детоубийце Кейси Энтони, мы уже писали в одном из предыдущих материалов.

А вот то, что в мире, пережившем в 2011 году жестокую войну в Ливии, серию «революций», превративших относительно спокойные арабские страны в очаг насилия планетарного масштаба, услышавшем о грядущем продовольственном кризисе и возможности дефолта в США, самыми актуальными оказались именно такие запросы – весьма символично.

Сотням миллионов юных пользователей вопросы беременна или нет тринадцатилетняя поп-дива Ребекка Блэк и какие новые функции появились у очередного смартфона гораздо актуальнее пыток и изнасилований людей в Ираке и Афганистане, бомбежек Ливии, и даже того, что они будут есть завтра.

Построение общества потребления в планетарном масштабе перешло на новый этап. «Пирамида потребностей» Маслоу перевернулась. В обыденном сознании «виртуальные» потребности, продиктованные модой и подражанием, оказались сильнее инстинкта самосохранения. «Дух времени» прекрасно продемонстрировал, что и духовные, и интеллектуальные начала отключаются в «развитых» странах все у большего количества людей. Им постепенно становится наплевать, как на глобальные, так и на местные проблемы – касаются ли они их прямо, или не касаются. Счет больных СПИДом и ВИЧ-инфицированных идет десятками миллионов, живущих за чертой бедности – миллиардами, миллионы погибают, остаются калеками и бездомными в ходе войн, развернутых за обладание нефтью и газом, США вместе с другими странами западного мира утрачивает последние возможности без потрясений выбраться из долговой ямы… А граждане увлеченно потребляют, уходя от реальности, забываясь в пелевинских «вау-импульсах».

Смартфон без стразов, смартфон со стразами. Серебристый, золотистый… Планшет на тридцать грамм легче предыдущего... Попсовая песенка, вторая, третья. Мотив тот же. Переставлено пару аккордов. И заменено пару слов… Фильмы и компьютерные игры с заезженными сюжетами и новыми спецэффектами… Психофизиологи говорят, что в моменты потребления всего этого люди полностью отключают мозг и лишь сублимируют инстинктивные желания, получая массу удовольствия, необъяснимого с точки зрения нормального человеческого восприятия. Человек, находящийся в потребительском трансе, идеально управляем. Сопротивление его сознания, возможность критически оценивать действительность, воля полностью подавлены.

Сможет ли среднестатистический потребитель вдумчиво, логично обосновать, зачем он, не успев приобрести смартфон и планшет предыдущей серии, уже из последних сил старается купить новые и как загипнотизированный по десять раз на день обновляет запросы в «гугле», ожидая их появления? Даже если эгоистично отбросить в сторону моральные размышления о детях умирающих от голода в Африке и нехватке денег на решение проблем рака и туберкулеза, все равно остается вопрос – почему бы не потратить эти деньги с большей пользой хотя бы лично для себя? Есть не фаст-фуд, а что-то здоровое и полезное. Подкопить денег на организацию хорошего отпуска. Сохранить их на образование детям. Просто, в конце концов, не горбатиться для покупки реально никому не нужного куска пластмассы, а отдохнуть? Нет.

от iPad до «пистолета в домашних условиях» один клик…Язык не поворачивается назвать потребителей плохими людьми. Они – просто зомби, живущие в виртуальном, не имеющем практически ничего общего с реальностью, мире. И в рамках этого мира они могут быть добрыми и отзывчивыми…

Запущенная в 2011 году среди жителей Евросоюза информация об умерщвлении украинцами бездомных собак чуть не сорвала проведение «Евро-2012». Премьер-министр Николай Азаров был вынужден оправдываться, как школьник и клясться, что возьмет под контроль судьбу каждой дворняги. Живущему в своем виртуальном мирке голландцу сложно представить, что счет искусанных бродячими собаками жителей Украины каждый год идет на десятки тысяч, а время от времени украинские «бобики» и вовсе загрызают насмерть запаздывающих с работы украинских граждан.
Зато судьба южноафриканских носорогов, занесенных в Красную книгу, и почти полностью уничтоженных браконьерами ради ценных рогов, пока ее не актуализировали СМИ и благотворительные фонды, до такой степени никого не волнует. Как и судьба сотен видов животных, исчезающих из-за хищнической вырубки лесов в Азии и Южной Америке. Ведь поступающая из них древесина – кровь и плоть системы потребления. Зачем поднимать такие неудобные вопросы?

Рядовой америнканец, бельгиец или австралиец может со слезами на глазах спасать китов и дельфинов, выбросившихся на берег, но и пальцем не пошевелит для того, чтобы решить экологические проблемы, из-за которых киты скоро вообще могут исчезнуть у нас на планете. Ведь эти проблемы возникают из-за химических заводов, на которых производятся материалы для смартфонов, которые так милы сердцу каждого апологета общества потребления. А биоробот должен волноваться лишь о том, о чем позволяет ему волноваться хозяин…

Приведенные выше запросы, лидировавшие в рейтинге «Гугл» в 2011 году – красноречивое свидетельство того, что руководители ряда международных экономических структур одержали убедительную победу в очередном информационном сражении. Теперь в их распоряжении находятся «души» миллионов «военнопленных», готовых умирать на работе, продавать собственные органы, а если нужно, то и убивать даже не ради истинных ценностей, а из-за, простите, фигни, «рыночная» стоимость которой превосходит реальную в десятки раз.

О том, как уберечь себя от пленения манипуляторами и какие российские реалии отображает отечественный сегмент глобальной сети, мы поговорим в следующих материалах.

Комментарии (6):

28.04.2017

Nat .lniz

I spent all my money, I’m broke.

I tried to keep a straight face, but failed.

15.07.2017

Took F lniz

I can’t get over how rude he was to me. She got over her illness quite quickly.

03.03.2018

achat cialis

<a href=http://achatcialisgeneriquefrance.net/>cialis generique</a> vente cialis
<a href=http://prixcialisgenerique.net/>cialis pas nher</a> cialis generique
<a href=http://comprar-cialis-sinreceta.net/>cialis sin receta</a> cialis generico
<a href=http://acquistare-cialis-italia.net/>cialis generico</a> acquistare cialis

03.03.2018

LeonardMa

<a href=http://achat-cialis-generique.net/>cialis generique</a> achat cialis
<a href=http://commandercialisgenerique.net/>cialis prix</a> cialis 20mg
<a href=http://acquistarecialisitalia.net/>acquistare cialis</a> acquisto cialis
<a href=http://comprar-cialis-generico.net/>cialis generico</a> cialis necesita receta

08.03.2018

LeonardMa

<a href=http://achat-cialis-generique.net/>commander cialis</a> commander cialis sur internet
<a href=http://commandercialisgenerique.net/>acheter cialis </a> acheter cialis pas cher
<a href=http://acquistarecialisitalia.net/>cialis senza ricetta</a> cialis 20 mg costo
<a href=http://comprar-cialis-generico.net/>cialis generico</a> cialis precio espana

26.03.2018

Dexterhit

<a href=http://achatcialisgeneriquefrance.net/>achat cialis</a> vente cialis
<a href=http://prixcialisgenerique.net/>acheter cialis</a> cialis prix
<a href=http://comprar-cialis-sinreceta.net/>precio cialis</a> comprar cialis
<a href=http://acquistare-cialis-italia.net/>cialis</a>; cialis acquisto

Добавить комментарий:

CAPTCHA
Введите код с картинки:

тематика

новинки каталога

анонсы событий

новости партнеров


2