Служба безопасности против грязных предвыборных технологий
- Раздел: Статьи
- Тематика: Безопасность, Спецслужбы
07.03.2012г. Текст: Игорь Захаров Фото: staskulesh.com, radikal.ru, vlasti.net, bnkirov.ru
Последнее время среди отечественных публицистов стало модно сравнивать постсоветское пространство со Страной Дураков из Буратино. Автор далек от столь антипатриотических аналогий – при желании под столь нелестное определение можно подвести любое государство на Земле – и, в первую очередь, светоч мировой демократии – США. Но вот песенка из фильма «Золотой ключик», которую по пути в Страну Дураков исполняли Алиса и Базилио, как нельзя лучше подходит к поведению многих избирателей, живущих в постсоветское время. На дурака, действительно, не нужен нож. Ему покажешь грош – и он готов за него продать свое будущее на долгих пять лет…
Подкуп избирателей как метод заставить людей «сделать правильный выбор» приобрел на постсоветском пространстве размах, равного которому нет, наверное, нигде в цивилизованном мире. На то есть три основных ментальные и социально-экономические причины:
- тотальное обнищание населения;
- низкая культура участия в более ли менее полноценных выборах;
- фатализм значительной части населения, искренне уверенной, что их голос ничего не решает.
Действительно после развала СССР, в котором как таковые отсутствовали нищие, а разрыв между самыми богатыми и самыми бедными был весьма и весьма умеренным, начиная с 1991 года, имущественная пропасть начала расти с впечатляющей скоростью. В итоге в бывших советских республиках, согласно международным оценкам к категории «бедные» (денег уверенно хватает лишь на пропитание и одежду) и «нищие» (денег не хватает даже на нормальную еду) можно отнести от 70 до 90 процентов населения. И если в России, Беларуси, Прибалтике, Казахстане можно говорить о позитивных тенденциях, проявившихся в последнее десятилетие (хоть и «смазанных» кризисом 2008-го), то перспективы Украины, Молдовы, Кавказа и Средней Азии остаются весьма неопределенными. В этих условиях для многих людей их голос стал всего лишь товаром, который можно продать за деньги или обменять на продуктовый паек. А, учитывая количество уровней самих выборов, – муниципальные, региональные, федеральные парламентские и президентские – то для самых бедных выборы превращаются в серьезное финансовое подспорье.
Самыми уязвимыми для применения подкупа являются как раз самые неимущие социальные группы – пенсионеры, бюджетники, студенты, живущие отдельно от родителей, низкоквалифицированные рабочие, безработные. Цинизм представителей отдельных политических сил достиг уже такого уровня, что в некоторых штабах даже выпускаются специальные «учебные пособия» по технологиям подкупа, исходя из специфики тех или иных социально-возрастных групп и регионов.
Самыми удобными для «подкупа» являются пенсионеры. На организаторов играет совестливость пожилых людей, а, следовательно, отсутствие необходимости их как-либо контролировать. Самым популярным и более ли менее мягким способом подкупа является вручение продовольственного пайка. Согласно «внутренним рекомендациям», паек для пенсионеров должен состоять из продуктов длительного хранения (согласитесь, если содержимое «подарка» в первый же день завоняется, это будет для кандидата скорее антирекламой), но не особенно дорогих: крупы («писк политической моды» последних лет - гречка), рыбные консервы (чаще всего – «бычки» или «шпроты»), подсолнечное масло, макароны, тушенка «с растительным белком», карамель, печенье, сахар, мука. Для «закрепления эффекта» подобные пайки вручаются несколько раз. В каждый из них вкладывается полиграфическая продукция, в частности – календарики, с фамилией нужного кандидата – чтобы пожилые люди не ошиблись. Применяется с пенсионерами и метод прямого подкупа (иногда практикуется для закрепления эффекта от вручения пайков), когда человеку вручается «материальная помощь» от кандидата (эквивалент суммы от 5 до 50 долларов в зависимости от региона) под роспись в специальной ведомости. На словах пенсионеру иногда передают, что раз он принял «помощь», то обязан проголосовать за «Иван Иваныча» и что его волеизъявление будет проконтролировано по номеру бюллетеня. Хотя последнее время из-за общей просвещенности это практикуется все реже и реже, совесть пожилых людей и так является достаточной гарантией.
Подход к студентам несколько иной. Им или предлагаются определенные блага за счет административного ресурса (об этом мы поговорим позже), или билеты на всевозможные увеселительные мероприятия, или деньги. Студенты народ более циничный и настойчивый, поэтому к ним приходится применять разнообразные методы контроля (речь об этом пойдет ниже).
Низкоквалифицированные работники, безработные и деклассированные элементы «подкупаются» как деньгами (суммы примерно такие же, как и пенсионерам), так и продуктовыми пайками. Вот только продукты имеют свою специфику. В этом случае наиболее ходовым товаром являются водка, дешевая копченная колбаса, сардели, недорогой сыр. Иногда в ход так же идет различный китайский «ширпотреб» - тапочки, спортивная одежда, полотенца, посуда. Для женщин – дешевая парфюмерия, вино. Подобная категория требует меньшего контроля, чем студенты или бюджетники (главное – проконтролировать, чтобы они вообще дошли до участка – поэтому часто по отношению к ним практикуется подвоз), так как им чаще всего в принципе все равно за кого голосовать…
Бюджетники, военнослужащие срочной службы, образованные безработные – категории для организаторов фальсификаций более сложные. Здесь им часто приходится одновременно применять подкуп с административным ресурсом. И если солдат проконтролировать проще по общим результатам на «закрытом» участке, и подарки им из-за общей скудности жизни в казарме подойдут простенькие (иногда недобросовестные офицеры и прапорщики получают у политиков «на солдат» деньги, а сами рассчитываются сгущенным молоком, загодя «стыренным» со склада), то бюджетникам и подарки приходится делать посерьезнее, и денег предлагать побольше. Ну и контролировать приходится «по полной».
Систем контроля несколько. Самая простая – фотографирование отметки в бюллетене на камеру мобильного телефона или на простенькую мыльницу. Но некоторые народные умельцы поднаторели «на зло врагу» имитировать отметки в бюллетенях сложенными черными нитками, а затем голосовать на свое усмотрение. Поэтому для контроля подготавливается специальная «карусель», когда у первого ее участника покупается чистый бюллетень, заполняется, передается следующему, который для получения вознаграждения должен принести свой чистый. Неприятные казусы у фальсификаторов случаются, когда для участия в подобной технологии привлекаются совсем уж полные маргиналы, которые из-за состояния алкогольного или наркотического опьянения уносят пустые бюллетени в руках у всех на виду, путаются, устраивают скандалы. Мало того, что это привлекает к «технологам» ненужное внимание, так еще и цепочка обрывается, вынуждая снова на свой страх и риск просить вынести незаполненный бюллетень, не предлагая ничего наперед. Иногда в роли контролера выступает официальный наблюдатель или член комиссии, которому проголосовавший как бы ненароком должен показать развернутый заполненный бюллетень. В этом случае подкупленному дается ориентир типа «девушка в красном шарфике возле урны для голосования». «Девушка» кивает своему сообщнику, стоящему возле выхода, или отзванивается по мобильному – только после этого подкупленный получает свой гонорар.
Подкупаться люди могут либо по предварительной договоренности, либо непосредственно возле участка в день выборов. Как правило, фальсификаторы применяют «смешанную» схему. Предварительная договоренность работает тогда, когда агитаторы при поквартирном обходе определяют по моральному или материальному критерию подходящих кандидатов и, либо сами делают соответствующее предложение, либо передают адрес штатным работникам штаба («пиарщикам» или сотрудникам службы собственной безопасности), которые «обрабатывают» кандидата профессионально.
Промежуточным вариантом является направленный поиск в день выборов маргинальных, деклассированных лиц со спонтанным предложением «проголосовать» за деньги или «опохмел». Звучит смешно, но наиболее эффективен этот способ с утра. Здесь работает целая философия – выборы, как правило, проходят по воскресеньям, в субботу у такого рода товарищей был «буйный вечер», оставивший их без копейки, а здоровье нужно срочно «поправить». До вечера такие граждане правдами или неправдами обычно находят, чем опохмелиться и добиться от них правильного голосования уже тяжело, а утром потребности обеих сторон – «покупателя» и «продавца» - приходят к консенсусу. «Продвинутые» фальсификаторы готовят для этого целую схему. В роли источника информации и помощника вербовщика выступают самогонщицы и хозяйки местных кафетериев и гастрономов за отдельный гонорар (это для фальсификаторов очень выгодное вложение). Возле «точки» с самого утра стоит тонированный микроавтобус. «Хозяйка» наливает каждому своему клиенту по 50 грамм «от дяди» и предлагает получить еще порцию (или цельные «поллитра»), закуску и деньги в обмен на «правильное» голосование. Жаждущие идут за паспортами и занимают места в микроавтобусе. Когда «бусик» заполняется, всех дружно везут голосовать (с изложенными выше мерами контроля и предосторожности или без онных), затем по возвращению «к точке» устраивается «раздача слонов» и «праздничное застолье», которое само по себе служит «рекламной кампанией» для следующих желающих «присоединиться к акции».
Кандидаты, хорошо предварительно «подготовившие» пенсионеров в районе при помощи подарков, могут позволить себе организацию подвоза пожилых людей. В каждый двор подгоняются микроавтобусы, а агитаторы, согласно списку разнесенных пайков, обходят квартиры и напоминают людям об их «долге».
Кроме прямого подкупа существует множество форм подкупа косвенного – организация вечеринок для молодежи с розыгрышем призов, концертов для пожилых людей с подарками, всевозможных «благотворительных», беспроигрышных лотерей, в которых участникам намекают, что лотерея будет по-настоящему беспроигрышной в случае победы определенного кандидата. И так далее…
Как мы видим, методов подкупа граждан немало, и противодействовать им не просто, но нужно. О том, как именно службе собственной безопасности бороться с подкупом избирателей оппонентами, мы поговорим в наших следующих материалах.
тематика
- Охрана
- Безопасность
- Системы безопасности
- Национальная безопасность
- Информационная безопасность
- Промышленная безопасность
- Безопасность предприятия
- Техническая безопасность
- Основы безопасности
- Общественная безопасность
- Средства безопасности
- Личная безопасность
- Безопасность России
- История безопасности
- Школа выживания
- Международная безопасность
- Собственная безопасность
- Внутренняя безопасность
- События отрасли
- Спецслужбы
- Оружие
- Холодное оружие
- Огнестрельное оружие
- Оборудование
- Самооборона
- Травматическое оружие
- Пневматическое оружие
Скандальные проколы охраны первых лиц 1.
Выбор травматического оружия (Часть I. Патроны) 2.
Комментарии (3):
09.05.2017
Ремонт холодильников lniz
Calm down.
29.05.2017
Rrepair lniz
16.07.2017
Took F lniz
Добавить комментарий: