Войти как пользователь
Вы можете войти на сайт, если вы зарегистрированы на одном из этих сервисов:

вход/регистрация

Глава португальской разведслужбы обвинял Австралию в «подстрекательстве к мятежам» в Восточном Тиморе

11.11.2011г.

Глава португальской разведслужбы обвинял Австралию в «подстрекательстве к мятежам» в Восточном Тиморе

Просочившиеся в прессу секретные документы американского посольства в столице Португалии Лиссабоне, датирующиеся июнем 2006-го года, указывают на то, что некий высокопоставленный руководитель из португальского разведывательного ведомства в своем письме к американским дипломатам сообщил о том, что правительство Австралии неоднократно осуществляло деятельность, направленную на «разжигание народных волнений» в Восточном Тиморе, с целью расширения своих «геополитических и коммерческих интересов».

Этот сенсационный обмен информацией произошел спустя лишь две недели после того, как Канберра разместила десант своих оккупационных войск на территории региона, чрезвычайно богатого природным газом и нефтью. Такая кампания проводилась с целью «смены режима», возглавляемого Премьер-министром Мари Алькатари.

Австралийское правительство, во главе которого на тот момент находился Джон Ховард, избрало в качестве своей мишени Алькатари по причине его предполагаемых союзнических связей со странами, конкурирующими за сферу влияния в тиморском государстве, в особенности с Португалией, бывшим колонизатором Тимора и Китаем. Официальная Канберра также не особо жалует лидера партии Фретилин (Fretilin) поскольку во время переговоров о разделении энергетических ресурсов Тиморского Моря он не согласился с условиями австралийской стороны, и не пошел на уступки.

Тиморские солдаты, известные как «просители», в феврале и марте 2006 года организовывали восстания. В ответ на такие действия президент Тимора Жанана Гусамо в провокационной речи 23 марта охарактеризовал правительство Алькатари как коррупционное и антидемократическое. В апреле некоторые преступные элементы и лица, принадлежавшие ранее к незаконным военизированным формированиям в Индонезии, присоединились к «просителям» и провели ряд насильственных нападений на личный состав армии и войска службы безопасности лояльные правительству. Австралийские официальные власти использовали народные мятежи как возможность, чтобы отстранить Алькатири от управления государством.

1300 человек личного состава оккупационной армии Австралии, поддерживаемых с воздуха штурмовыми вертолетами, вступили на территорию Тимора 24 мая 2006 года. В то же день большинство газет австралийской прессы вышло с аршинными заголовками, отчаянно требуя, чтобы Алькатири ушел в отставку. Телеканал ABC представил гражданам зеленого континента блеклый репортаж, сопровождавшийся ложными обвинениями в адрес премьера, утверждая, что он якобы организовал «ударный отряд» с целью убийства оппонентов партии Фреттелин (Fretilin). 26 июня Алькатири был вынужден капитулировать и передать власть фавориту Канберры Жозе Рамосу-Хорте.

Следуя за развитием событий, сетевое издание World Socialist Web Site назвало случившееся политическим переворотом устроенным Австралией. Резюмируя произошедшее, WSWS сделал вывод, что австралийское военное командование и служба разведки были очень хорошо осведомлены о ситуации, сложившейся в островном государстве, и более чем вероятно, поспособствовали тому, что «просители» подняли мятеж и организовали насильственные протесты.

Дипломатическое послание, в котором содержались ключевые сведения, было написано послом США в Португалии, Алем Хофманом 12 июня, 2006 года, т.е. по прошествии 19 дней с момента, когда войска Австралии были направлены в Тимор и за 14 дней до отставки Алькатири. В письме, озаглавленном «Португалия: Взгляд разведслужбы на ситуацию в Восточном Тиморе», был изложен разговор Жорже Карвлью, главы разведывательной службы Португалии (SIRP) с американским дипломатом (имя которого названо не было, к нему на протяжении всей дискуссии использовалось обращение «дипломат по политическим и экономическим вопросам» («Pol/Econ DepCouns»)). Карвалью, о котором в письме упоминалось, как о человеке, занимающем в Португалии ту же должность, что и Директор Национальной разведки в США, также был обозначен как человек, имеющий «приоритетное значение» в ситуации с Восточным Тимором, его имя очень часто упоминалось в письме. Несколько копий послания были разосланы посольствам США в Восточном Тиморе, Австралии, Новой Зеландии и Малайзии, также экземпляры данного послания были направлены в Госсекретариат США в Вашингтоне, в Министрво Безопасности, Совет Национальной Безопасности, ЦРУ, Военное Ведомство Тихоокеанского Флота и Совместное Разведывательное Ведомство на Гавайях.

В секретном документе присутствовали такие слова: «Карвалью высказал свои соображения о том, что Австралия не играла существенной роли в урегулировании конфликта в Восточном Тиморе, а, напротив, руководствовалась своими геополитическими и коммерческими (нефтяными) интересами, тогда как основным интересом Португалии было сохранение стабильности в регионе.

Анализ ситуации, представленный главой Португальского разведывательного управления, также преследовал личные интересы – Лиссабон, как и Канберра, действует в целях своей геополитики и коммерции. В замечаниях Карвалью делался акцент на длительном и непримиримом соперничестве Австралии и Португалии, по части того, кто из этих двух стран будет иметь доминирующее влияние на так называемый «независимый» Восточный Тимор. Однако, этот откровенный разговор с представителем США свидетельствует о том, что истинные мотивы австралийской военной интервенции в 2006 году представлялись весьма прозрачно для всего мирового руководства. Заявления правительства Говарда о «гуманитарной» операции армии Австралии, направленной на обеспечение безопасности тиморского населения, предназначались лишь для местного пользования.

Следует процитировать и такую вырезку из дипломатического письма: «Он (Карвалью) объяснял, что SIRP (Португальская разведывательная служба) тщательно изучила ситуацию, и в частности упомянул: «Мы даже знаем, какой тип обуви носят мятежники и где они ее приобретают», также отметив, что Австралия действовала таким образом, чтобы спровоцировать народные волнения и использовать это в своих целях. В качестве подтверждения своей позиции он привел два примера – переговоры по проведению демаркационной линии для определения четких водных границ на территории между Австралией и Восточным Тимором, а также переговоры по разграничению территории вблизи берегов Восточного Тимора, где ведутся работы по поиску нефти.

Одной из характерных особенностей послания был сдержанный деловой тон дискуссии в нем описанной. Со стороны американского дипломата не было негодующих выпадов и даже возражений против утверждений службы Португальской разведки о ряде провокаций, устроенных официальной Канберрой с целью упрочить свое присутствие в Восточном Тиморе и прибрать к рукам нефтяные месторождения. Наблюдалась обратная ситуация, посол США высоко оценил деятельность Жорже Карвалью, сказав, что он «является важной составляющей проамерикански настроенных иностранных организаций, с которыми необходимо и в дальнейшем поддерживать контакт», также дипломат описал представителя португальской разведки, как «не только сведущего в разведывательных вопросах, но также имеющего широкие связи со сторонами, проводящими политику в регионе Восточного Тимора». Было еще отмеченно, что «анализ ситуации, проведенный Карвалью, выглядел беспристрастно, и даже критические замечания в адрес Австралии основывались исключительно на фактах».

Провокации, кампании, направленные на дестабилизацию обстановки и секретные операции разведслужб – все эти действия, совершающиеся с целью подрывной деятельности в отношении бедных стран, являются обычными предметами дискуссии в кулуарах империалистической дипломатии.

Замечания Карвалью проливают свет на события, случившиеся в истории Восточного Тимора после провозглашения независимости. Народные протесты проходили и после того, когда в мае 2002 года небольшое государство объявилось о своей «независимости» и получило официальное признание мировой общественности. А нескольким ранее, в декабре того же года мятежи вспыхнули в городе Дили, целью атак участников бунтов были правительственные символы партии Фретилин, также имели место погромы в домах принадлежащих премьеру Алькатири и его семье. Оппозиционные партии, Католическая Церковь Тимора и криминальные группировки были среди тех , кто по терминологии руководства Фретилина организовал спланированные попытки с целью свержения правительства.

Но в чем же именно состояла роль, австралийской армии и разведывательного управления, действовавших на территории Восточного Тимора на то время? За неделю до начала народных мятежей во время ожесточенной дискуссии между главой австралийского МИДа Александром Даунером и Премьером Алькатири в Дили, австралийская сторона настаивала на том, чтобы правительство Тимора согласилось отдать львиную долю территории с залежами нефти и газа, носящую название Greater Sunrise. Согласно Международному законодательству по разграничению равноудаленной территории между двумя странами, Австралия могла претендовать лишь на 20% от общей площади Грейтер Санрайс (Greater Sunrise), но Даунер требовал 80%, угрожая, что Кенберра может начать разработку месторождений в районе Бейю-Анден (Bayu-Undan), оставив Дили без каких-либо дивидендов от добычи энергетических ресурсов.

«Если вы намерены зарабатывать деньги, вам следует заключить соглашение как можно скорее» - заявлял Даунер. «Мы настроены весьма решительно, вы даже можете предать международной огласке весь этот разговор, для нас это не имеет никакого значения. Я могу предоставить вам лишь урок того, как действовать в политических вопросах, но не шанс».

Из опубликованных материалов посольства в Лиссабоне за 2006 год становится очевидным, что в так называемый канберрский урок включал в себя провокации против правительства партии Фретилин.

Австралийский журналист Мэриен Киди ранее сообщала, что в конце 2002 года официальные лица Австралии и Америки заявляли, что «они бы хотели избавиться от «создающего проблемы» Премьер-министра». Репортер из Австралии также еще писала, что во время декабрьских волнений представитель ООН «неофициально» нанес визит в офис Алькатири и попросил его оставить занимаемую должность. 9 декабря 2002 года издание Australian Financial Review обратилось к Жанана Гусмао с призывом взять в свои руки бразды правления на мятежном острове.

Гусмао считался человеком Австралии в Дили, тогда как Алькатири был союзником Португалии. В дипломатических переговорах датируемых 2006 годом, обнаружилось, что пиковая отметка кризиса на острове Тимор была зафиксирована за две недели до отставки Алькатири, представители португальского правительства настаивали на том, чтобы США вмешалось в ситуацию. Согласно рассекреченным документам, Жорже Карвалью «подчеркивал необходимость признания популярности партии Фретилин и значения Премьера Алькатири для тиморского народа. Также было сказано: «Если бы выборы были проведены сегодня, партия Фретелин непременно бы их выиграла и Алькатири остался бы у власти. Любые меры, предпринимаемые для разрешения данной конфликтной ситуации должны учитывать его популярность у населения».

Португалия также разместила солдат Национальной республиканской гвардии в Тиморе во время мятежей в 2006м, но отказалась передать свою дивизию под командование Объединенной оперативно-тактической группы, в которой преобладали австралийские солдаты. В еще одном дипломатическом послании представителя послольства США в Лиссабоне Аля Хофмана утверждалось, что такие действия со стороны Португалии объясняются «исторически сложившимися плохими отношениями между двумя странами».

Экономические и стратегические интересы австралийского империализма в Восточном Тиморе и в Южной части Тихого Океана остаются табуированным предметом обсуждения в официальных политических и медийных кругах Австралии. Неудивительно, что ни одно австралийское издание не опубликовало содержание дипломатической переписки 2006 года.

Комментарии (2):

28.04.2017

Ремонт холодильников lniz

My sister takes a dim view of the way I raise my children.

I bent over backwards to help her.

09.05.2017

Ремонт холодильников lniz

I’ll make no bones about it: I don’t like your attitude to work.
Terrible!

Добавить комментарий:

CAPTCHA
Введите код с картинки:

тематика

новинки каталога

анонсы событий

новости партнеров


2